СТАТЬИ

Мои комментарии к произведению «Глубинная психология и новая этика» Эриха Нойманна в контексте сегодняшних реалий

Часть 1

Читаю потрясающую книгу Эриха Нойманна «Глубинная психология и новая этика», которую люто рекомендую всем. Это, на мой взгляд, самое актуальное произведение на сегодня. И да – вот это и есть истинная, высокая психология, а не то, что сегодня пропихивается в ютубах.

Автор поднимает роскошную тему; вкратце её можно сформулировать как «люди перестали уважать старую этику, и мир нуждается в новой» («новая» не значит в ней можно красть и убивать, «новая» значит с ещё более расширенной ответственностью за себя и своё зло). О требованиях новой этики в книге очень круто написано, но остановиться хотелось бы на том, что, как пишет Нойманн, по факту большинство людей не способны осилить даже нашу старую добрую этику:

«…этическое откровение, переданное творческой личности, неизбежно опережает коллектив и представляет творческой личности этический уровень, значительно превышающий нормальный этический уровень коллектива. Эта антиномия неразрешима. Благодаря созидательным действиям первооткрывателя коллектив получает закон, который впоследствии приводит к дальнейшему развитию и в то же время остается непостижимым для коллектива.

С другой стороны, существует группа, которой совокупность ценностей “навязывается” в виде закона. Хотя эта группа и признает закон, уровень её развития всё ещё ниже уровня закона.

Справедливости ради следует сказать, что элита способна выполнять требования этического закона без психологических травм, используя методы подавления и жертвоприношения, аскетизма и самодисциплины. В то же время предъявление этих же требований к коллективу может привести к катастрофическим последствиям. Эта опасность никогда в должной мере не учитывалась».

Как и все великие авторы, Нойманн в своём 1949 году как в воду глядел. В году 2020 к заповедям старой этики элита вынуждена добавить новую — «Не зарази», и посмотрите, каким это стало испытанием и недостижимым уровнем моральной ответственности для всего коллектива в целом.

Часть 2

Таким образом, большинство людей не справляются с соответствием даже старой морали и этике (= заповеди). И это при том, что другая, более прогрессивная часть (элита — то есть те немногие люди, которые движут человечество вперёд откровениями из коллективного бессознательного) нуждается в уточнении и доработке старой морали/этики и выведении их на новый, более высокий уровень принятия личной ответственности, поскольку и старая этика, и старая мораль перестают отвечать на всё возникающие у них вопросы.

В чём же заключается эта самая новая ответственность по Нойманну?

Блаженный Августин благодарит Бога за то, что он (святой) не несёт перед ним ответственности за свои сны. Это пример старой этики, так как блаженный Августин ещё пока не знает ничего о том, что сны не происки Сатаны, а суть продолжение его, Августина, личности. В том числе проявление его Тени — всего задушенного и задавленного, не получившего социального одобрения и потому, чтобы не сойти с ума от страха быть собой, обозреваемого Августином как бы со стороны: либо через сны, либо через особо осуждаемые и презираемые черты в людях своего пола.

Очевидно, что даже не имея современных обширных знаний о мире и о себе, Августин уже тогда был той самой элитой общества и подспудно чувствовал, что регулярные грешные сны — это вполне явная проблема. Представляете, какие были сны были у «праведных» и не столь самокритичных иезуитов? И какие печально известные выводы они делали из них?

Современный человек на том высоком уровне развития науки в целом и психологии/психиатрии/медицины в частности уже не имеет морального права видеть подобные сны и считать, что это виноваты ведьмы-искусительницы. Если в реале он весь в белом, а во сне у него каждую ночь буйные бомжи и алкоголики, а ещё он эмоционально заряженно клянёт всех тех, кто не соответствует его представлениям о прекрасном… то тут и к гадалке не ходи, как говорится.

Часть 3

Конечно, когда Нойманн говорит о том, что люди уже не имеют права не брать ответственность за себя ВСЕГО, он не имеет в виду, что каждый должен разбежаться, удариться об стену и отныне выступать уже от имени Творца. «Простите, а часовню тоже я разрушил?» Перестараться и уйти в тотальный мистицизм (в худшем случае – шизотипию) – другая крайность, и о ней Нойманн тоже предупреждает.

Критики пишут, что в общем и целом требования, предъявляемые Нойманном к новому человеку, высоковаты. Я думаю, в первую очередь, это из-за его требований к лидерам государств. Книга была написана после 1945го, и Нойманн «имел наглость» заявить, что в новом мире власть имеющие обязаны не только знать всё о таком явлении как Тень, но и познать и взять под контроль свою собственную (!) Тень. И вот только столь хорошо проработанные, знакомые с глубинной психологией люди отныне имеют право идти во власть.

Почему? Вкратце – психология масс людей, как пишет Нойманн, суть всегда психология самого примитивного из них, практически примата. То есть, утрируя: по отдельности это могут быть академики, а вот собери их в толпу – и тут же пойдут искать вазы в Зимнем дворце и не для того, чтобы поставить в них цветы.

Лидер, не ведающий, что творит, и заявляющий массе о том, что её страна и её граждане лучше и правее других, что делает? Правильно, направляет Тень примата на другие страны! Всё, что есть плохого в примате и что он подавил, потому что элиты с их высокой моралью объявили сие злом, в случае с коллективной Тенью примат начнёт «видеть» и ненавидеть в других странах. И тогда, вероятно, начнётся война.

Я не согласна с Нойманном в том моменте, что не считаю, что лидеры стран нуждаются в ликбезе по теме. Может, они не назовут феномен Тени именно таким словом, но принцип «дави на патриотизм и стравливай» стар как мир. Власть имеющие знали про Тень всегда! Тот факт, что многие из них ловко работали/-ют с чужой Тенью, говорит о нехилом понимании сабжа.

В ликбезе по своей природе нуждаются массы (в том числе дабы чуть что не делать своих лидеров козлами отпущения и не бежать их кроваво свергать, тем самым подтверждая худшие опасения Нойманна).

Часть 4

Итак, мы только что рассмотрели, каким образом своё воплощение находит коллективная Тень, а теперь посмотрим, что Нойманн такого интересного пишет про индивидуальное зло.

Проблема, как её сформулировал ещё Юнг, заключается в том, что люди с каких-то пор просто перестали видеть зло как таковое. Они либо считают, что зла нет (не различают, не выделяют его), либо уже находятся под властью зла и творят от его имени (и снова не называют зло злом). При этом, ясное дело, что зло никуда из мира не девается.

Когда вы например последний раз слышали искренние жалобы на то, что человек потерял (или продал) собственную душу? На потерю денег люди жалуются, на потерю здоровья и карьерных возможностей, потерю времени, источников развлечений и коммуникаций… а душа? Неужели с ней у человека 21 века на фоне предыдущих веков всё вдруг стало ок?
⠀ ⠀
Едва ли, просто так называемая потеря души или продажа души – ситуация, которая в прежние века являлась поводом для как минимум страдания, молитвы, страха за загробную жизнь в аду и как следствие похода к представителям церкви, чтобы поговорить об этом, сегодня в принципе не рефлексируется сознанием как проблема. Не рефлексируется не значит что человек на бессознательном уровне всё так же не страдает от своего морального несовершенства; страдает, только собственное зло бессознательно персонифицируется им в виде других.

Современными людьми с некоторых пор стало принято вместо внутренней проработки и проживания наличия зла в себе обсуждать своё личное зло не со священником или тем же психологом, а друг с другом, ведь второй (из соображений вежливости, такта, попытки поддержать и т. д.) обязательно скажет, что не такое уж зло это ваше личное зло. Вообще, в принципе, не зло, я бы сделал так же, а ведь есть ещё и похуже, чем вы и я.

Вот и выходит теперь, что любое зло можно обставить так, что, раз в чьих-то глазах оно не зло, значит и зла нет. А раз официально зла типа нет, то отныне именно зло начинает править балом.

Часть 5

Мы только что рассмотрели, почему в ситуации, когда личное зло более не рефлексируется сознанием как потеря души (как было например в Средние века), стало принято и вовсе размывать понятие этого самого личного зла путём вынесения зла на суд «доброхотов». ⠀

Доброхоты заявляют, что и сами поступили бы так же, да и все поступили бы так же, а ещё же ведь были Гитлер и Чикатило, так что в общем и целом, и не такое уж зло, это твоё личное зло, чувак. И как итог сегодня мы имеем мир, которым правит зло, не будучи названным, осознанным, прожитым и проработанным. ⠀

Что делать — извечный вопрос. Понять, что прошлые 2000 лет, которые даны были человечеству для того, чтобы окончательно подняться над своей животной природой — выстроив эго (сей процесс имел внешнее проявление в виде выстраивания государств и центральной власти лидеров в них) и открыв сердце (процесс выражен в фигуре Христа) не должны пройти напрасно и обесцениться просто потому, что в итоге человечество инфантильно предпочло не расти, а упасть в коллективную Тень.

Этот процесс был нужен для того, чтобы каждый человек спустя эти 2000 лет стал способен открыть своё сердце и взять ответственность за своё личное зло. Признать своё личное зло. Прожить своё личное зло. Не размывать его, не девальвировать, не пытаться взять систему координат соседа и оценить в ней. Или найти лазейку в законе и морали для своего случая и успокоиться на этом. А устроить себе самому Страшный и честный внутренний суд и вырасти через это.

Внешние проявления сего процесса такие как законы, суды, полиция, власть, моральные заповеди церкви должны быть взрощены и прожиты во внутреннем пространстве души. В этом и есть истинная, глубинная суть всех внешних проявлений.

Вот так вот всё просто и сложно.

Продолжение следует.